ХИМИЯ 2 тур "Мир вокруг нас"
Вопрос 1 "Геологические шифры"
«Есть две нивы – одна сельскохозяйственная,
которая кормит людей,
вторая- геологическая,
которая кормит промышленность»
А. Косыгин
Путешественники и ученые-естествоиспытатели с давних пор удивлялись многоцветию горных склонов и обрывов в долинах рек. Розовые и серые граниты, ослепительно белые мергели, желто-серые известняки и мраморы заставляли ученых и изыскателей внимательнее вглядываться в мельчайшие частицы - минералы, из которых состоят руды и горные породы. Но как вернуться именно туда, где найден ценный образец? На помощь пришли карты.
В конце XIX столетия геологи начали зашифровывать на картах места открытия руд и полезных ископаемых при помощи условных обозначений.
Проанализируйте одну из подобных карт и расшифруйте записи геологов.
- Сделайте предположение, как на этой карте могли быть обозначены месторождения минералов свинцового блеска, кремня, апатита, графита, цинковой обманки, медного колчедана, магнитного железняка, киновари, кварца и антимонита.
- Какое из открытий XIX столетия стало ключом для составления такого шифра? Зашифруйте 2 любых других минерала аналогичным способом. Ответы представьте в виде таблицы.
№№ |
Название минерала |
Обозначение на приведенной карте XIX века |
Химическая формула минерала |
Современное условное обозначение на картах полезных ископаемых |
|
|
|
|
Вопрос 2 «Блондинка хочет знать»
Как только ребенок появляется на свет, он погружается в океан газовой смеси, которая называется воздух. «Dum spiro – spero», «пока дышу, – надеюсь», - писал древнегреческий философ Овидий. Именно дыхание стало синонимом жизни. О том, что человек не может прожить без воздуха и 3 минут, люди знали еще в глубокой древности. Однако, состав воздуха был установлен не так давно, в конце XVIII – XIX веке в ходе знаменитого 12 - дневного опыта А.Л.Лавуазье, исследований лорда Рэлея и У.Рамзая.
Пока что далеко не ясно, каким образом возникла земная атмосфера и коим образом она изменялась. Однако, согласно общепринятой современной точке зрения, примитивная атмосфера Земли сформировалась за счет выделения газов из горных пород и газопылевого облака, из которого формировалась молодая планета. Подобные процессы газовыделения до сих пор протекают на нашей планете при вулканических извержениях. Среди них пары воды, хлоро- и сероводорода, угарный и углекислый газы, аргон, азот и водород. А вот кислорода среди них нет. Как видно из приведенной диаграммы «Предполагаемая история атмосферы» (диаграмму можно просмотреть и скачать в большом размере), в воздухе молодой Земли кислорода не было тоже. Его появление связывают с деятельностью некоторых живых организмов, которые вырабатывали кислород, как побочный продукт жизнедеятельности и «загрязняли» атмосферу. Потомки этих организмов и сегодня, сами того не желая, вот уже более 500 миллионов лет поддерживают постоянным состав воздуха нашей планеты, создавая необходимое условие для существования земной формы жизни.
Вашему вниманию мы предлагаем видеоролик "Кислород по рецепту" из серии «Блондинка хочет знать», демонстрировавшийся в программе «Вести» на телеканале Россия в 2009 году.
- Как вы думаете, вся ли информация, предложенная вниманию зрителей, корректна с химической точки зрения? Прокомментируйте телерепортаж журналистки с позиции современного восьмиклассника, знакомого с основами химии.
- Назовите живые организмы, повинные в «загрязнении» кислородом атмосферы.
Вопрос 3 "Коварный металл"
В начале 80-х годов прошлого столетия во многих графствах Великобритании были отмечены случаи массовой гибели лебедей и других водоплавающих птиц. Аналогичные факты были зафиксированы в США, Голландии, Дании, в других европейских странах. После проведения вскрытия в желудках всех погибших птиц были обнаружены металлические предметы количеством до 1000 единиц. Эксперты утверждали, что гибель птиц произошла из-за систематического отравления солями металла, из которого были сделаны эти предметы.
Сравнив симптомы отравления, ученые нашли их во многом совпадающими их с симптомами массового отравления и сокращения продолжительности жизни среди патрициев Римской империи в начале II-III веков нашей эры.
- О каком металле идет речь? Назовите симптомы отравления.
- Проведите аналогию между способами попадания металла в организм людей и птиц.
- Ядовит ли сам металл или ядовиты его соединения? Предположите, в результате каких химических процессов из металла образовались ядовитые соли?
Критерии оценки ответов на задания 2 тура
Ответы на задания оцениваются максимум в 5 баллов:
0-нет ответа;
1-ответ есть, но содержит серьезные ошибки;
2-ответ есть, но он нечеткий или содержит много лишней информации (полностью взят из Интернета без редактирования);
3- неполный ответ;
4- полный правильный ответ;
+1 балл жюри может добавить за творческий подход к оформлению работы;
Ответы присылайте на почту игры um-ka367@yandex.ru до 3 декабря 2014 года.
- В ТЕМЕ письма укажите: ХИМИЯ, 2 тур, команда, школа.
- После получения ответа Оргкомитет высылает письмо с текстом "Ваш ответ принят". Если такое письмо вы не получили в течение следующих суток, вышлите свой ответ повторно, проверив адрес почты и тему письма.
- Ответы на вопросы нужно присылать в одном файле или в виде презентации, или в виде текстового документа. При оформлении ответов приветствуются фантазия, оригинальность идеи и творческий подход.
УСПЕХОВ!!!