ХИМИЯ 3 блиц-тур "Бумеранг"
1) Что будет весить больше: 100 старых, ржавых или 100 новых, блестящих гвоздей? Ответ аргументируйте.
2) В окрестностях итальянского города Неаполь есть пещера, которая называется «Собачья». Пройдя по пещере несколько десятков метров, собака теряет сознание и, если ей не оказать помощь, погибает. Люди же могут находиться в этой пещере достаточно долгое время. Как вы думаете, какое вещество может быть причиной гибели животных?
3) Этот эффект английский химик Роберт Бойль впервые отметил у фиалок. Затем он обнаружил, что тем же свойством обладают экстракты целебных трав, чернильных орешков, древесной коры и корней деревьев. Однако самым замечательным оказался настой из одного лишайника, которым до сих пор пропитывают бумагу для использования в химической лаборатории. Как называется этот лишайник и бумага?
4) На уроке химии Незнайка написал уравнение реакции обмена, которое, на наш взгляд, могло бы решить проблему искусственного синтеза золота. Исходными веществами были медь и алюминий. Назовите побочный продукт реакции.
5) Перед вами Периодическая таблица Д.И.Менделеева на китайском языке (скачать в большом разрешении). Попробуйте определить, что означает иероглиф, изображенный в некоторых клетках таблицы?
6) В 1998 году американский журнал "Sceptical Inquirer" опубликовал заметку о проведенном в США опросе с требованием запретить опасное соединение под названием дигидроген монооксид. В вину этому веществу ставилось:
- высокое содержание в кислотных дождях;
- участие в процессах коррозии металлов;
- разрушение архитектурных памятников;
- при попадании в дыхательные пути это соединение может быть смертельно опасным для человека.
Из 50 опрошенных 49 согласилось подписать требование запретить это вещество, и лишь один человек сказал, что это невозможно. Вспомнив тривиальное название этого соединения, скажите, какое вещество требовали запретить американцы.
7) Интересно отметить, что пермутация (перестановка) двух букв превращает желтое, блестящее, завораживающее, колдовское неживое вещество в грустное, пессимистичное живое существо из сказки А.Милна. Назовите и вещество, и существо.
8) В XIII веке, по свидетельству Марко Поло, в Тибете из этого вещества делали лепешки, служившие монетами. А по словам М. Ломоносова, в его время за пять плиток этого вещества в Абиссинии можно было купить раба. Известно, что в Германии в средние века за обладание источниками этого вещества могла быть объявлена война. А в России его ставили на стол рядом с титулованными особами. Что это за вещество?
9) Перед вами стоят стеклянные сосуды с газообразными веществами одинаковой массы. Среди них азот, кислород, водород, циановодород и углекислый газ. Определите, в каком сосуде находится каждый из газов? Объясните ваш выбор.
10) Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,
Куда не погляжу – прекраснейшие виды:
Песочный пляж, вода морская,
А с моря бриз, волна крутая.
И воздух… дышится легко,
Вода – парное молоко.
Забудешь беды и обиды…
И все же…где же здесь оксиды?
Хотя бы три мне назовите
Названия их приведите.
КРИТЕРИИ оценки ответов 3 ТУРА
0 баллов – нет ответа или неверный ответ;
1 балл– краткий (односложный) ответ; содержит ошибки или содержит много лишней информации (полностью взят из Интернета без редактирования);
2 балл– аргументированный правильный ответ на поставленный вопрос
Ответы присылайте на почту игры um-ka367@yandex.ru до 14 декабря 2014 года.
- В ТЕМЕ письма укажите: ХИМИЯ, 3 тур, команда, школа.
- После получения ответа Оргкомитет высылает письмо с текстом "Ваш ответ принят". Если такое письмо вы не получили в течение следующих суток, вышлите свой ответ повторно, проверив адрес почты и тему письма. УСПЕХОВ!!!